postheadericon Современное воспитание детей — методы и принципы





Мир стремительно меняется. Это происходит прямо сейчас, на наших глазах. Меняются правила, способы и методики. В том числе и методики современного воспитания детей. Что же такого нового сегодня в педагогической науке? Чем она отличается от той, что была каких-то 10-20 лет назад?

Воспитание предполагает, что в некоторой степени ребенок находится под контролем своих родителей (воспитателей). Каким образом можно удержать ребенка под контролем? Запугиваем? Шлепками? Унижением? Все эти варианты, в конце концов, являются проигрышными, поскольку дают только видимый эффект, к тому же способны навсегда оттолкнуть ребенка от родителей.

Современная педагогическая практика показывает, что наиболее эффективным методом контроля является сотрудничество, уважение и подражание. Что это дает ребенку? Во-первых, он растет, чувствуя себя значимым  и важным. Во-вторых, при таком подходе к воспитанию ребенок всегда открыт для общения со взрослыми, поскольку уверен в адекватной реакции на свои поступки. Ну и в-третьих, ребенок учится принимать ответственность за свои поступки.

Вполне допустимо, и даже необходимо разрешить детям принимать самостоятельные решения в следующих случаях:

если последствия от принятого решения лежат на ребенке. Например, взять с собой в детский сад машинку или трактор, если пообещал друзьям принести и то и другое, а мама настаивает, что «и машинки хватит». В этом случае перед своими друзьями малыш выглядит, как «обещал, но не выполнил».

если последствия принятого решения незначительны. Малыш оделся самостоятельно, по погоде, но не красиво.

если родители не могут проконтролировать исполнение принятых решений. В этом случае лучше всего добиваться компромиссного решения, которое устраивает обе стороны, и взять честное слово за его исполнение.

Современные методы воспитания предполагают, как это ни странно звучит, прежде всего воспитание самих родителей. Известно, что маленькие дети лучше всего учатся, подражая кому-то или чему-то. Родители – это первые и самые близкие «учителя жизни» для каждого маленького человечка. Поэтому прежде чем требовать от ребенка проявления каких-то качеств, родители должны обратить внимание на себя – а есть ли у них эти качества? Или есть только видимость. Дети очень тонко чувствуют ложь и практически всегда безошибочно определяют неискренность.

Конечно, современные методы воспитания не отрицают запретов и даже наказаний. Но при этом призывают родителей быть последовательными в запретах и объективными в наказаниях и оценках детских поступков. Что это значит? Запреты как таковые, это рамки, правила, в пределах которых ребенок может чувствовать себя свободно. И на каждый запрет должна быть альтернатива действия. В качестве запретов выступают общепринятые правила поведения в обществе, коллективе, семье, со сверстниками. Например, нельзя отбирать игрушки у других деток, но можно предложить поменяться. Для детей постарше в качестве правила может выступать обязательство раз в неделю наводить порядок в своей комнате. Но ребенок вполне способен сам решить в какой день и в какое время это делать.

Запретов не должно быть слишком много, но они должны действовать всегда, не зависимо от настроения родителей и погоды за окном. Для маленьких деток разумно не вводить одновременно более трех запретов. После того, как ребенок научится свободно взаимодействовать в рамках одних запретов, можно вводить другие.

Современное воспитание детей предполагает восприятие ребенка родителями как равноценного (не равноправного!), а значит имеющего право на свою точку зрения и свои ошибки. Это требует от родителей мудрости и терпения, но вознаграждается вполне!

Обучение специалистов по безопасности аттестационный центр безопасность. .