postheadericon Особенности психического развития ребенка





Не перестаю убеждаться – чтобы понять своего ребенка, его нужно просто любить, доверять ему, ну и возможно, знать кое-какие научные выкладки. Например, об особенностях психического развития ребенка. По мнению педагогов и психологов, становление личности маленького (пока) человека тесно связано с физиологическими процессами, с созреванием физиологических систем.  Кроме того, важную, а порой и ведущую роль играет движение, физическая активность малыша. Да, да, именно в движении познается мир, именно движение позволяет гармонично развиваться физически и именно движение – это буквально жизненная потребность маленького человека.

Большое значение имеет и личность взрослого человека, постоянно находящегося возле малыша. Как правило, это мать. Так вот от особенностей личности матери, её поведения, общения с малышом, зависит и то, как происходит психическое развитие ребенка.

Всем родителям известно, что в каждом конкретном возрасте ребенка увлекают какие-либо определенные виды деятельности. Так вот, оказывается, что каждому виду деятельности соответствует определенный тип общения между взрослым и ребенком:

- в младенческом возрасте – общение на уровне эмоций, и чаще всего Один-нА-Один, что соответствует такому же типу деятельности;

- в возрасте до трех лет – предметная деятельность, которой соответствует деловой тип общения со взрослыми;

- в дошкольном возрасте – игра и продуктивные виды деятельности (всем известно стремление детей быть полезными, которое взрослыми часто отвергается), этому этапу соответствует такой тип общения, при котором ребенок пытается понять и примерить на  себя поведение взрослых, с другой же стороны его уже интересует то, что происходит за пределами его привычного мира (семья, детский сад);

- в школьном возрасте – учебная деятельность и, соответственно, учебное общение.

Напомню, такое деление весьма условно. И, что интересно, такие психологические периоды не имеют плавного перехода от одного к другому. Переход на следующий этап психического и эмоционального развития сопровождается так называемыми кризисами. Сейчас уже доказано, что кризисы – это не столько проявления чего-то негативного, сколько большой качественный скачок в развитии ребенка. И это тоже составляющая психического развития ребенка.

Не стоит увлекаться поиском способов, чтобы преодолеть или сгладить кризис. Нужно понимать, что происходит и помочь ребенку пережить этот период.

Но о кризисах подробнее – чуть позже.