postheadericon Естественный процесс развития речи ребенка. Часть 3





Итак, осталось позади время первых звуков, и даже первых слов. Процесс активного развития речи малыша продолжается. Настало время первых фраз. Примерно до полутора лет первые фразы, как ни странно, были заключены  в отдельных словах.Ведь произнося некоторые слова, меняя интонацию, ребенок пытается донести до нас наблюдаемые явления, переживаемые эмоции. А этого не скажешь, если не вкладывать в слова смысл целой фразы! И потому, в разных ситуациях одно и то же отдельно произнесенное слово имеет разный смысл.

Примерно к полутора годам ребенок научится строить самые простые фразы, пусть пока всего из двух слов: «Мама, дай!» Кстати, в этом же возрасте малыш активно использует повелительное наклонение, понимает его смысл и назначение. Чуть позже он усваивает формы множественного числа, а став еще немного старше (примерно к двум годам) – падежные формы существительных.

Замечено, что соединять слова во фразы девочки начинают примерно на три-четыре месяца раньше, чем мальчики. Но и у тех, и у других однажды начавшись этот процесс идет очень быстрыми темпами. Практически каждый день ребенок «выдает» новую фразу, только успевай слушать и удивляться скорости, с которой происходит  развитие речи малыша.

Родителям очень важно на этом этапе поддержать своего кроху. Не сочтите за труд, постарайтесь понять, что пытается донести до вас ребенок. В стремлении поделиться своими мыслями и чувствами ребенок способен терпеливо повторить свою фразу, даже не один раз, лишь бы быть услышанным. Реакция родителей обязательно должна быть искренней и эмоциональной. Это поддерживает в ребенке интерес к дальнейшему развитию речи. Возьмите за правило, в присутствии малыша комментировать все свои действия, а по возможности не только свои. Полезно будет вместе с малышом понаблюдать за кем-нибудь и очень подробно рассказывать том, что происходит.

В возрасте примерно двух лет ребенок уже способен обобщать предметы с одинаковыми признаками.  Например, книги. Они могут быть маленькими, большими, папиными и «лялиными». Все это книги. Кроме того, малыш уже неплохо идентифицирует сам предмет и его изображение. Так что будет очень полезно сравнивать реальные вещи и предметы с теми, которые изображены на картинках.

К 2,5 годам развитие речи малыша выходит на такой уровень, что его запросто понимают не только родители и бабушки-дедушки, но и некоторые особо внимательные посторонние взрослые. И если ребенку ничего не помешает, уже совсем скоро с ним можно вести вполне активный диалог.

О том, какие психологические проблемы развития речи могут встретиться на этом интересном пути, поговорим немного позже.