postheadericon Естественный процесс развития речи ребенка. Часть 1





Удивительно, но процесс развития речи ребенка начинается с самого рождения. Казалось бы, какая речь?  Он только  звуки отдельные издает, и то не совсем понятно какие. На самом деле первые звуки, издаваемые младенцем, а точнее его крики – это начало его общения с окружающим миром.

Крик для ребенка пока единственный способ заявить о себе, о своих потребностях или дискомфорте. И пользуется он этим способом на «полную катушку».

Чуть позже, примерно к трем месяцам, интонация крика заметно поменяется. Крик голодного или скучающего ребенка отличаются друг от друга. Внимательная мама всегда поймет, хочет ли ребенок кушать или ему просто скучно, и он хочет вашего присутствия рядом с собой.

Следующий этап в процессе развития речи ребенка – гуление. Возникает примерно в 2-3 месяца и продолжается все первое полугодие жизни. Как правило, гуление – это различные вариации звуков а-а-гу, гы-ы, гэ-э, причем произносимые протяжно. Примерно в этом же возрасте малыш начинает активно радоваться появлению в поле зрения знакомого ему взрослого человека. Это так называемый комплекс оживления. Теперь малыш не просто произносит звуки, он ждет от взрослого участия в его речевых импровизациях, малышу нужен диалог. Как только ребенок научится фокусировать взгляд, он с любопытством начинает разглядывать говорящего человека. Малыш буквально заглядывает ему в рот, пытается копировать движения губ, а чуть позже возможно и станет дотрагиваться пальчиками, словно пытаясь понять, как это у другого получается.

Не стоит оставлять призыв малыша к диалогу без внимания. Общаясь с ребенком, даже порой подражая произносимым ребенком звукам,  взрослые стимулируют желание ребенка совершенствовать свои речевые навыки, и развивают умение общаться с другим человеком.

На смену гулению приходит лепет. Примерно в возрасте 6-7 месяцев малыш как бы случайно начинает произносить отдельные слоги: ма, ба, на… Вначале это действительно случайно, но чуть позже отдельные слоги соединяются в цепочки и получаются почти слова: ма-ма-ма-ма, ба-ба-ба-ба… Задача взрослых при этом – поощрять ребенка, хвалить за его успехи и обязательно как можно больше с ним разговаривать! Именно с ним, то есть обращаясь непосредственно к ребенку. Нужно стараться, чтобы при этом ребенок мог видеть движения губ взрослого.

Это только начало процесса развития речи маленького человека. Чуть позже наступает время первых слов а затем и фраз… Но об этом в следующей статье.